Да нет, вы здесь совершенно ни при чем. Просто я уже четвертый день не курю!Первый в истории сольный концерт группы НЕБОЗЕМЛЯ на малой сцене
московского клуба "Гнездо Глухаря" задерживался минут на 15-20.
Музыканты настраивали инструменты. Публика толпилась в узком проходе -
коридоре клуба. Да-да, именно толпилась. Поначалу, подойдя к входу, я
был сильно удивлен довольно внушительной очередью к лифту, который
поднимает зрителей на 2-й этаж, где и располагается то самое гнездо.
Разгадка, казалось бы, лежала на поверхности: на основной сцене выступал
Александр Городницкий с программой "Атланты держат небо". Я откровенно
порадовался тому, что "не стареют душой ветераны". Когда-то, лет 25
назад, и мне это все было интересно. Судя по названию программы, за эти
25 лет ни КСП, ни Городницкий существенных изменений не претерпели.
- У нас клуб демократичный, - увещевала арт-директор клуба музыкантов
НЕБОЗЕМЛЯ, - вы запустите зрителей и настраивайтесь прямо при них.
- Нам нужно еще минут 15-20, - отвечал Вадим Астахов, - да это нормально, великие группы задерживают начало часа на два.
Я попытался представить себе эти великие группы. Не вышло: АКВАРИУМ -
минут 40, ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА - 55 минут. THE BEATLES и THE ROLLING STONES
я, увы, на сцене живьем не видел, но что-то сомневаюсь я, чтобы эти
ребята позволяли себе сильно задерживать концерты, если вообще
когда-либо такие задержки случались. Зато я с улыбкой вспомнил концерты
Черного Лукича в "Форпосте". Лукич сидел на сцене и настраивался, а
зрители спокойно (берегли эмоции для самого концерта) рассаживались в
зале. И всем было счастье!
Когда же зрителей все-таки запустили, их оказалось достаточно много:
человек 50. Все столики оказались заполнены. Конечно, на подобных
концертах публика очень дружелюбная и в основном состоит из
родственников, друзей и друзей друзей музыкантов. Тем не менее,
учитывая, что основной ареал обитания группы НЕБОЗЕМЛЯ находится за
пределами МКАД, а именно в городе Химки, такая дружная поддержка
зрителей настраивала на вполне оптимистический лад.
- Надеюсь, вы когда-нибудь еще будете рассказывать, что вы
присутствовали на первом в истории сольном концерте группы НЕБОЗЕМЛЯ, -
этими словами Вадим Астахов предварил начало концерта.
Не скрою, такое начало вызвало у меня ироническую усмешку: сколько
групп, хороших и плохих, начинали свою творческую деятельность с
подобными же надеждами. И где они теперь? Иных уж нет, а те далече...
Да нет, ничего личного. Просто я уже четвертый день не курю, и поэтому такой злой!
История группы началась 35 лет назад, когда в Туле родилась девочка
Алина, которая выросла и стала писать стихи. Стихи она пишет и теперь, а
ее нынешний муж Вадим кладет их на музыку, и так появляются песни
группы НЕБОЗЕМЛЯ в ее классическом составе: вокал и ритм-гитара (Вадим
Астахов), соло-гитара (Игорь Вартанян), бас-гитара (Денис Давыдов) и
барабаны (Богдан Штепа). Если же отбросить сентиментальную составляющую,
то надо отметить, что группа существует всего полгода, а Вадим вообще
только два года назад научился играть на гитаре. И не сказать, что он
такой молоденький парнишка. Судя по возрасту его дочери Влады, также
присутствовавшей на концерте и отвечавшей за распространение
самонарезанных дисков с концертными черновиками песен под названием
"Встреча С Ангелом", ему хорошо за 35 лет. Поэтому могу только
догадываться, какими соображениями он руководствовался при создании
группы НЕБОЗЕМЛЯ, но, понятно, что это было взвешенное и хорошо
продуманное решение, а не подростковый всплеск либидо. Хотя, оговорюсь, я
не имею ничего против всплеска либидо как повода для создания группы,
и, если группа не распадается сразу, как только первичные половые
потребности оказываются удовлетворенными, то, возможно, это и есть самый
правильный повод. История рок-музыки не раз это доказывала.
Учитывая такую недолгую историю группы, можно было бы настроиться на
несколько снисходительную волну, но первые же песни, несмотря на
скомканное исполнение, связанное и с проблемами со звуком, и с
естественным в таких случаях волнением, решительно разметали подобные
мысли. Группа довольно хорошо сыграна, и у нее, безусловно, есть
потенциал. Однако и минусов предостаточно. Каждую песню Вадим предваряет
небольшими пояснениями, которые звучат порой очень наивно. По сравнению
с ними известное заклинание кота Леопольда "Ребята, давайте жить
дружно!" выглядит поистине бунтарским откровением. Например, если любовь
ушла, то ее надо отпустить (ха, кабы это так просто было); рисуйте
хорошее, и все будет хорошо ("Герника" сакс, Пикассо маздай!); сны - это
тоже реальность (буддистские коаны, низведенные до простоты спичечного
коробка).
После этого и сами песни начинают звучать довольно банально, становятся
еще ярче заметны прописные истины, то и дело встречающиеся в текстах. И
все это поется с серьезными лицами, без тени улыбки. Полное отсутствие
хоть намека на иронию и самоиронию создает впечатление какого-то
ненужного пафоса и ощущение, что тебя агитируют за что-то. И уже не так
важно, за что. Возникает эффект отторжения. Он еще и усиливается
контрастом излишне прямолинейных текстов с изысканными фламенкообразными
пассажами Игоря Вартаняна на соло-гитаре.
Да нет, я не против. Просто я уже четвертый день не курю, и поэтому такой злой!
И пусть вас не смущает место проведение концерта. "Гнездо Глухаря" более
известно как островок бардовской песни в центре суетной Москвы. По
работе с текстами группу НЕБОЗЕМЛЯ еще можно с натяжкой признать в
какой-то мере бардовской, но музыкальная подача однозначно
классифицирует музыкантов как рок-группу. Думаю, что группа вполне
пришлась бы ко двору небезызвестному содружеству поющих рок-поэтов
"Даждь". Да и тексты песен со смещенным центром тяжести в сторону
прикладного православия говорят за это.
Во втором отделении, в котором, по словам Вадима, собраны песни
посерьезнее, концерт инкогнито посетил дух Константина Никольского:
Песни грустные пел музыкант
О высоком, о серьезном,
А из глаз катились слезы...
("За Небесной Далью")
Забыли люди о звездах
В небе ночном не ищут тайн прошедших дней
Никто не хочет так просто следующим утром
Встретить полет первых лучей.
("Звездный Блюз")
Во втором случае текстовой симбиоз групп ВОСКРЕСЕНИЕ и МАШИНА ВРЕМЕНИ
образца 80-х годов еще усиливается классическими блюзовыми стандартами,
совсем не чуждыми этим группам.
Вадима Астахова сравнение с ВОСКРЕСЕНИЕМ не пугает. Оно и понятно.
Только то, что хорошо было в 80-х, едва ли будет востребовано сейчас.
Декадентство ВОСКРЕСЕНИЯ было чуть ли не революционным. Недаром в свое
время строчки:
А жизнь скучна, и ты все ждешь,
Что ты когда-нибудь умрешь...
звучали так смело, что их заменяли на "что, потеряя, все найдешь"...
У Вадима же все гладко и правильно: тяжело тебе - иди в церковь. Так и
хочется разнообразить эту идиллию: а весело тебе - иди на х... Кроме
того, есть некоторые сомнения в том, что само ВОСКРЕСЕНИЕ стало бы не
только популярной, но и просто заметной группой в наши дни.
Конечно, дружественная публика очень хорошо принимает группу. На бис
были сыграны весьма симпатичная песня "За Все За Это" (которую
"скомкали" в самом начале концерта) и, по просьбе зрителей, "Звездный
Блюз". Вообще мне понравилась и запомнилась игра с окончаниями слов в
некоторых песнях: "Улетая - тая" ("Серая Жизнь"); "Не зарекайся - кайся"
("Не Зарекайся"). Короче, группа молодая, ей есть, куда расти, а что
рецензент - злая зануда попался, то, поверьте, ему приходилось слышать
такие группы, на которых и злиться-то не хочется. Даже на четвертый день
без сигареты.
Автор: Максилла Кузнецов
фото автора
опубликовано 13 февраля 2007